Заказать обратный звонок

Кузнечное и литейное производство:

+7 (905) 105 45 45,   +7 (905) 105 45 55

 Ритуальные изделия: +7 (910) 986 66 33

 Офис: +7 (4932) 33 91 25

История православного креста

В каждой религии есть свои отличительные символы для зримого воплощения ее принципиальных идей и доктрин. Одним из таких символов является крест, который признается и почитается во всех христианских церквях в качестве выражающего суть христианской веры и обозначающего принадлежность к этой религии. Символ креста встречается во всех культурах, однако особую значимость он приобрел в христианстве, где сопрягается с образом великой жертвы Иисуса Христа.
Сейчас крест признан как один из наиболее важных символов христианства.
Крест является символом необычайной важности для людей, исповедующих христианство, и используется от возложения на чело младенца при обряде крещения, до могильного знака на христианских кладбищах. Возникнув задолго до существования Руси, крест вошел в ее религию и культуру, постепенно из символа смерти став символом вечной жизни.

На Западе принят в употребление четырехконечный крест и только в некоторых случаях используются шестиконечный и восьмиконечный.

Православные признают все три формы, предпочитая, однако, восьмиконечный. Среди христиан встречаются также те, которые признают одиннадцати и даже восемнадцатиконечные кресты.

Догматически восемь концов Креста означают восемь основных периодов в жизни человека, где восьмой – это жизнь будущего века, Царствие Небесное, почему один из концов такого креста указывает вверх, в небо. Это значит также, что путь в Небесное Царство открыт Христом через Его Искупительный Подвиг, по слову Его: "Я есмь путь и истина и жизнь".

Крест шестиконечный “Русский-православный”

 


Вопрос о причине начертания нижней перекладины наклоненной достаточно убедительно разъясняется литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню: “Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия”. Иными словами, как на Голгофе для двоих разбойников, так и в жизни для каждого человека крест служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния.
Одному разбойнику низводимому во ад “тяготою хуления”, произнесенного им на Христа, он стал как бы перекладиной весов, склонившейся вниз под этой страшной тяжестью; другого разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя: “днесь со Мною будеши в раю” (Лк. 23; 43), крест возносит в Царство Небесное.
Эта форма креста на Руси употреблялась издревле: к примеру, поклонный крест, устроенный в 1161 году преподобной Ефросинией княжной Полоцкой, был шестиконечным.
 

Крест осмиконечный православный

 


Восьмиконечие - наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский,святой Иустин Философ и другие. “А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда крест был еще четырехконечном; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. (...) Не было подножия, потому что еще не поднят был Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе”, — обличал раскольников СвятительДимитрий Ростовский (Розыск, кн. 2, гл. 24). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала “распяли Его” (Ин. 19; 18), а потом только “Пилат написал надпись и поставил (своим распоряжением) на кресте” (Ин. 19; 19). Именно сначала по жребию поделили “одежды Его” воины “распявшие же Его” (Мф. 27; 35), а уж только потом “поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский” (Мф. 27; 37).
Итак, четвероконечный Крест Христов, несомый на Голгофу, который все, впавшие в беснование раскола, называют печатью антихриста, именуется в Святом Евнгелии все же “крестом Его” (Мф. 27; 32. Мк. 15; 21, Лк. 23; 26, Ин. 19; 17),то есть также, как и с табличкой и подножием после распятия (Ин. 19; 25). На Руси крест этой формы (рис. 27) употреблялся чаще других


Крест «процветший»



Москва. Церковь Покрова Богородицы в Филях (1690-1693).


Если из под основания креста произрастают побеги, то его называют «ПРОЦВЕТШИМ». Побеги символизируют возрождение, Вокресение Христа из мертвых.
Вознесенные в небеса, надглавные «процветшие» кресты являли для русского человека зримый образ Райского сада и древа жизни, растущего в нем. Некоторые такие кресты сплошь усыпаны цветами, так что невозможно отвести взгляд. Они и впрямь напоминают растения в весеннем саду, с таким художественным чутьем подобраны растительные элементы.

Помимо простого изображения креста, существуют также РАСПЯТИЯ: ИИСУС, РАСПЯТЫЙ НА КРЕСТЕ.
Существуют два основных вида изображения распятого Спасителя. Один из них принят католической, другой – православной церковью.
Католическая церковь выработала канон изображения Распятия, в котором внимание концентрируется на образе страдающего в пытке человека.

Рис. 1. Католическое распятие

Преобладающими чертами здесь являются натуралистические подробности мук крестной казни. Тело Христа изображено тяжело провисшим, руки подняты вверх и в стороны. Анатомические подробности католического изображения, передавая правдивость самой казни, концентрируя внимание на муках и смерти, скрывая главное – торжество Господа, победившего смерть и открывающего человечеству путь в жизнь вечную (Рис.1).

Православное же Распятие изображает Христа простершим руки широко и прямо вдоль поперечной центральной перекладины: тело не провисает, а свободно покоится на кресте (Рис. 2).

Рис. 2. Православное распятие.
Здесь мы видим образ, скорее не казнимого человека, а вознесенного на Кресте Сына Божия, распростершего руки в объятии, в которое призывается и привлекается весь мир. Сохраняя образ страдания Спасителя, это распятие, в то же время очень точно соответствует смыслу слов Иисуса: "Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе" (Ин. 12, 32). Привлекающее объятие Христовых рук объемлет всю Вселенную, а сам Христос, распятый и умерший, удивительным образом жив в самой своей смерти.

 


 

Мастерская «Кузнец» 2010. Россия, г. Иваново, ул. Поляковой, д.8. Тел.: +7 (4932) 33 91 25 Все права защищены. Любое использование материалов сайта допускается только по согласованию с правообладателями

Разработка сайта MaxRomin

+7 (4932) 33 91 25